На днях беседовал с одним литературным обозревателем о писательской анкете, которую я сейчас уже заканчиваю рассылать разным писателям, попавшим в поле моего зрения (я уже получил много очень содержательных ответов, скоро начну их публиковать). Так вот, оборзеватель сказал: «Глеб, ну а зачем Вы смущаете писателей, задавая им вопрос насчет того, должен ли писатель заниматься этим не совсем писательским трудом… Конечно, должен! И это нормально! Все этим занимаются».

Я ответил, что, по моему мнению, это как раз не очень нормально. И, возможно, что дергая за эту ниточку, мы и сможем распутать клубок порочности литературно-издательской системы, существующей сейчас в России. Попробуем!

Я считаю, что это совсем не дело писателя – заниматься самопиаром: ходить по издательствам с предложением опубликовать его новый роман, писать о себе статьи в Википедии, светиться где-только-можно, дружить с редакторами толстых журналов и прочее и прочее и прочее.

Дело писателя – писать (думать, чувствовать, творить, задавать вопросы и отвечать на них своими текстами и так далее). Продавать же написанное (и раскручивать писателя) должен литературный агент, а затем – пиар-службы издательств.

Но в России попросту не существует института литературных агентов. Или почти нет. Вот писателю и приходится самому делать всю работу…

«Да, — сказал мне на это мой собеседник, — но ведь литературный агент по сути это тот же самый оценщик произведения с точки зрения коммерческого потенциала, такой же оценщик, как редактор и издатель!»

Нет, не такой. Литературный агент заинтересован в том, чтобы открывать новых писателей и продавать их. Кровно заинтересован и непосредственно.

А редактор издательства или журнала в России в этом особо не заинтересован. Потому что он получает зарплату и в ус не дует.

У него и так есть несколько писателей в запасе, чьи книги недурно идут.

И работодатель редактора поэтому остается вполне доволен (и не увольняет редактора)…

Так зачем же ректору еще что-то там париться искать? Мотивации нет… Да и у издателя нет мотивации, ему тоже хватает. По крайней мере, хватает соответственно тому спросу, который наблюдается на рынке. А создавать спрос на что-то еще и на что-то новое – это слишком затратно, слишком муторно, слишком рискованно…

В итоге у нас просто нет литературных агентов, которые бы получали свой процент с писательского гонорара. В первую очередь потому, что это не нужно издателю… Для издателя это сейчас лишний элемент, он и так в шоколаде (хотя мог бы быть в еще большем). Писательские гонорары в нашей стране (во всяком случае, для не слишком знаменитых писателей) – крайне малы. Какой уж там процент агенту, если писатель получает за толстую книгу, написанную кровью и потом, всего 15 000-30 000 рублей… Да никакой западный агент не будет работать даже и за эти деньги…

Но писателю все равно приятно, что его напечатают. И он согласен порой даже и бесплатно публиковаться, лишь бы его книгу прочитали. Так сложилось.

А вот если бы было хотя бы так: писатель получает от издательства за книгу 400 000 рублей, а из них 100 000 рублей отдает своему агенту, который его в это издательство устроил, то это было бы уже интереснее и правильнее. У нас бы появился институт литературных агентов. И хорошие книги действительно бы издавали. И их было бы много. А не как сейчас. Потому что литературный агент (в отличие от многих редакторов) работал бы. Он бы трезво оценивал тексты, по достоинству. А не руководствуясь личными соображениями типа: вот этот писатель мой друг, его я буду продвигать, а этот мне не нравится чисто внешне, поэтому от него я буду держаться подальше. А этот вообще пишет хреново. На Западе никаких таких критериев у лит.агента нет. Напротив, он смотрит на произведение как на товар, и в этом его предназначение и работа. При этом критерий «невозможность продать» для него тоже, безусловно, отсутствует. Потому что продать – если ты, конечно, умеешь продавать – можно все. И это вовсе не означает, что кусок говна продать легче (как, по всей видимости, зачастую полагают современные отечественные издатели):

Современный издатель в России просто не хочет рисковать. Закладываться на непонятно что. «Пипл хавает» то, что есть. И не надо создавать никакого дополнительного спроса и отыскивать что-то лучшее… Так рассуждает издатель… Ведь чтобы раскрутить хорошего писателя до такой степени, чтобы его читали миллионы, издателю потребуется вложить в это кучу денег: и не только в полноценный гонорар этому писателю, но и лит.агенту, который бы его отыскал. А кроме того издателю придется: заняться стратегическим планированием, нанять хорошего профессионального дизайнера (а не черт знает кого – поглядите на обложки большинства наших книг), хорошего профессионального пиарщика и рекламщика (а не тех прекраснейших пройдох, которых показывают в фильмах про 90-е), потратить деньги на промо и проч. и проч. и проч. Нет, зачем это все? Уж лучше толкать фэнтези, низкорослые детективы и климактерические женские романы. Которые и без того толкаются. Ну и иногда для поддержания авторитета небольшими тиражами издавать хороших писателей, но желательно без гонорара. И не особо раскручивая. Так рассуждают наши современные издатели. И пока они рассуждают так, ничего не изменится.

* * *

КНИГИ ПРОЕКТА НЕУДОБНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

ОЛЕГ СТУКАЛОВ «БЛЮЗ БРОДЯЧЕГО ПСА»
ОЛЕГ ДАВЫДОВ. «КУКУШКИНЫ ДЕТКИ»
СУЛАМИФЬ МЕНДЕЛЬСОН «ПОБЕГ»
ДИМА МИШЕНИН «МОТОБИОГРАФИЯ»
УШЛЫЙ ПАКОСТНИК. ДРОМОМАНИЯ
ДЖАЗ НА ОБОЧИНЕ

* * *

Опрос №2. Вопросы к писателям

* * *

Предыдущие выпуски Хроники Неудоблита:

О судьбах толстых журналов. Бутов и Карасев
Казусы «Национального бестселлера 2011». Мутная история
День сурка
Длинный список «Большой книги» как еще один симптом
Елена Колядина как Полный абзац
Литературные премии
Прорыв Русского Букера
Неудобная кому? или Пролетая над стадом
И о поэзии
Переписка с Александром Ивановым из Ад Маргинем и представление романов «Побег» и «Мотобиография»
Виктор Топоров и его Опция отказа. Как это работает, или как найти издателя
Ответы Дмитрия Быкова
Ответы Сергея Шаргунова
Ответы Вячеслава Курицына
Ответы Николая Климонтовича
Ответы Владимира Сорокина
Ответы Дмитрия Бавильского
Ответы Александра Иванова
Невозможность продать (в символическом смысле)
Ответы Льва Данилкина
«Хорошая вещь пробьется», или Неудобность Галковского
Ответы Андрея Бычкова
Ответы Лидии Сычевой
Ответы Виктора Топорова
О том, как в толстых журналах 80-х понимали «гласность», а также об отношении издателей к сетевой литературе
Ответы Алексея Варламова
Ответы Игоря Панина
«Новый мир» реагирует на Неудобную литературу. Михаил Бутов VS Виктор Топоров
Ответы Льва Пирогова
Ответы Евгения Лесина
КУКУШКИНЫ ДЕТКИ. Роман Олега Давыдова (к началу первой публикации)
Ответы Лизы Новиковой
Ответы Сергея Белякова
Ответы Ефима Лямпорта
«А вокруг скачут критики в мыле и пене…» (про литературных критиков)
Роман «Побег» и МИТИН ЖУРНАЛ
Ответы Романа Арбитмана
Переходный период. Битники, Пелевин и — ответы Виктории Шохиной
Ответы Макса Немцова
Ответы Юрия Милославского
Ответы Дениса Яцутко
Таба Циклон и Джаз на обочине. Гонзо-стайл и антихипстеры
Игры пастушка Кришны
Крокодил Анкудинов
Ответы Кирилла Анкудинова
Снова Волчек
«Танжер» Фарида Нагима. Всё прочее — литература
Ответы Дениса Драгунского
Книги проекта Неудобная литература

Вся Хроника Неудобной литературы всегда доступна вот по этой ссылке.

Один отзыв на “НЕУДОБНАЯ ЛИТЕРАТУРА. 50. Где литературные агенты”

  1. on 26 Май 2012 at 12:31 дп agathasophiya

    Круто… А где все-таки найти литературного агента, не подскажите?

НА ГЛАВНУЮ БЛОГА ПЕРЕМЕН>>

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ: